Работаю со взрослыми
и подростками 12+
Степень: магистр психологии,
продолжаю учиться
в МГУ им. Ломоносова, психфак.
КПТ психолог

Маршрут КПТ-терапевта

Когнитивная терапия — это активный, краткосрочный, структурированный подход.
"В основе данного подхода лежит теоретическая предпосылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир", - так считал доктор медицинских наук, профессор, создатель когнитивной психотерапии Аарон Бэк.

Аарон Бэк
создатель когнитивной психотерапии
1921-2021
КПТ - терапия может быть прозрачной, структурированной и последовательной.

Цели КПТ-терапии, как вижу их я:
1) установить доверительные отношения с клиентом, отношения, основные на сотрудничестве на протяжении всей терапии, для максимально эффективного решения запроса клиента,
2) сделать терапию (кол-во сессий), как можно короче,
3) дать инструменты и системные знания, с помощью которых Вы сможете быть терапевтом для самого себя по окончанию терапии - это важное умение для профилактики рецидивов.

Свои Задачи, как КПТ-терапевта, я вижу следующими:
1) суметь встать на строну вашей реальности, вашего мира и попробовать взглянуть на проблему вместе с вами из одной точки,
2) научить Вас на практике распознавать взаимосвязи между собственными мыслями, эмоциями и поведением,
3) показать Вам, что терапия - может быть прозрачной, структурированной и последовательной.
План работы на сессиях
Маршрут КПТ - терапии
  • Первая сессия
    Оценочная сессия: знакомство, оценка списка проблем и целей, составление плана работы

    По итогам первой встречи вы поймете:
    1) что ожидать от терапии,
    2) что ожидать от терапевта,
    3) каким образом будет осуществлять терапия,
    4) каков ближайший план действий.
  • Рабочие сессии
    Примерная структура рабочей сессии:

    1) обсуждение повестки дня, контроль изменений, обсуждение домашнего задания,
    2) проработка конкретных проблем: применение КПТ-техник, дискуссий, обсуждения,
    3) уточнение домашнего задания, обратная связь.

  • Концептуализация
    По сути это большой документ, который мы будем составлять весь курс терапии - это то, как терапевт понимает пациента.

    Чем-то он будет напоминать протокол рабочей встречи.

    Отличный инструмент для систематизации и структуризации каждой сессии - он дает понимание и клиенту и терапевту о том, что оба понимают друг друга и движутся в верном направлении.

  • Изменения
    Подведение итогов, результатов, оценка, сокращение числа встреч, обсуждение возможности поддерживающих сессий.

    Результат работы:
    мы добились устойчивых эмоциональных и поведенческих улучшений.

    Оценку производит клиент.
МЫСЛИ - это лишь интерпретации ?
Прибывая в уверенности в том, что вы жираф, вы не станете из-за этого жирафом :)
Мысли делятся на конструктивные и не очень , в КПТ-подходе говорят: функциональные и дисфункциональные.

С функциональными все просто - они помогают нам, и , как правило, несут позитивные эмоции.

А вот те, что запускают, например, тревогу, страх, гнев, вину - отнесем к "дисфункциональным" или по-другому - искажениям.
МЫСЛИ - это лишь интерпретации, представления, и даже ДОГАДКИ. Они могут быть как верными , так и неверными или верными лишь отчасти.

Образно говоря, прибывая в уверенности в том, что я жираф, я не стану из-за этого жирафом :)


ЭМОЦИИ - что на них влияет ?
Бесполезно доказывать кому-то и даже себе, что, обжигаясь, вы будите чувствовать радость и блаженство.
ЭМОЦИИ (чувства) и наше поведение предопределяют наши мысли – то как мы думаем. ДА, именно так. Думаем мы, что в декабре холодно, а где-то тепло и солнце –запускаются эмоции грусти, печали; думаем мы, что в декабре будет Ёлка, гирлянда и подарки – чувствуем радость , счастье, предвкушение, оживление, надежду!
Бесполезно доказывать кому-то и даже себе, что, обжигаясь, вы будите чувствовать радость и блаженство.
Именно мысли способны регулировать наши ЭМОЦИИ: побуждать, усиливать или ослаблять их!
НА что мы реагируем ?
Реакция — это последовательность: сначала возникает мысль, за ней эмоция, и уже затем поведение..
Мы реагируем не на сами события, а на свои мысли о них. Именно интерпретации происходящего запускают эмоции и формируют наши реакции.

События по своей сути нейтральны, а смысл, который мы им придаём, определяет, что мы почувствуем и как поступим.

Реакция — это последовательность: сначала возникает мысль, за ней эмоция, и уже затем поведение. Таким образом, мысли становятся посредником между внешним миром и нашим внутренним состоянием.
Когда мы не осознаём свои автоматические мысли, реакции возникают спонтанно и часто усиливают эмоциональное напряжение. Мы как будто реагируем на сам факт, хотя на самом деле на собственную интерпретацию.

Замечая свои мысли, мы получаем возможность выбирать: как реагировать, что чувствовать и как действовать. Осознанность позволяет переходить от автоматизма к выбору — и это один из ключевых шагов когнитивно-поведенческого подхода.