Абьюз в школе.
«Социальная изоляция и её последствия»
История пятнадцатилетней Кати .
Катя была лидером в своей компании, и её мнение всегда учитывали одноклассницы. Однажды в классе появилась новая девочка, Лена.

Лена сразу не понравилась Кате. «Она какая-то странная», — подумала Катя и объявила своим подругам, что с Леной лучше не общаться. Все поддержали Катю — так было привычно. Лена оказалась изолированной, сидела одна на переменах и почти ни с кем не говорила. Катя чувствовала себя уверенно — ведь она контролировала ситуацию, а её мнение считали важным.

Как-то Катя услышала разговор двух своих подруг. «Лена хорошая девчонка, не понимаю, зачем Катя её так ненавидит», — сказала одна из них. Эти слова задели Катю. Ей стало не по себе. Но, вместо того чтобы сразу пересмотреть своё отношение, она лишь почувствовала злость и разочарование.

Катя продолжала внешне держаться, но внутри её начали терзать сомнения. Она не могла забыть слова подруг.

Тем временем Лена, хотя и выглядела спокойной, переживала из-за своего одиночества. Она не понимала, почему её избегают, и это всё сильнее угнетало её.

Однажды она, набравшись смелости, подошла к одной из подруг Кати, которая казалась ей дружелюбной, и спросила напрямую: «Почему вы все меня избегаете? Я ведь не сделала ничего плохого».
Этот вопрос поставил девушку в тупик. Подруга, не желая показывать свою неуверенность, просто ответила: «Так Катя сказала, что с тобой не стоит общаться».

После этого разговора подруга Кати, которая и так уже сомневалась в её решениях, начала относиться к Лене иначе. Она попробовала познакомиться с ней ближе, и вскоре обнаружила, что Лена действительно интересная и добрая.

И вот Катя узнала, что ее подруга начала дружить с Леной. Злость, которую она изначально испытала, сменилась растущей тревогой: ей стало казаться, что она теряет контроль над компанией и уважение своих подруг.

Эта интересная история о двух моментах:
1) о страхе быть отвергнутой,
2) о том, что и кому делать, чтобы справиться с «социальной» изоляцией, которая является одной из форм «абьюза».

Перед тем, как мы разберем подробно ситуацию, предлагаю пройти небольшой опрос
ОПРОС
Почему Катя решила не общаться с Леной ?
Спасибо
Как эта ситуация может повлиять на Лену?
Игнорирование нового ученика, настройка других против него и сознательное отвержение — это не просто "безобидные игры", а форма абьюза, которая может нанести серьёзный эмоциональный ущерб.

❓ Что такое социальная изоляция?
Это когда человека намеренно исключают из общения, игнорируют, не приглашают в группы или мероприятия, и даже распускают сплетни, чтобы другие его избегали. Такое поведение может привести к психологическим травмам.

🔴 Почему это абьюз?
1. Эмоциональная боль.
Одиночество и чувство отверженности влияют на самооценку и психическое здоровье.
2. Манипуляции и давление.
Когда кто-то использует своё влияние, чтобы настроить против другого, это форма эмоциональной манипуляции.
3. Психологический вред.
Социальная изоляция в подростковом возрасте может вызвать депрессию, тревожность и проблемы с доверием.

💥 Последствия для жертвы:
• Низкая самооценка.
• Тревожность и депрессия.
• Социальная изоляция может оставить глубокие эмоциональные раны.


Почему Катя, как лидер группы, приняла решение игнорировать новую ученицу?

Приведу несколько возможных вариантов:

1) Стремление к контролю
Катя привыкла быть в центре внимания и управлять группой. Это давало ей чувство уверенности и контроля. Новая ученица, даже если она не представляет прямую угрозу, воспринимается как нечто неизвестное и потенциально опасное для её позиции.

2) Страх быть отвергнутой
За поведением Кати может скрываться её собственная неуверенность. Возможно, Катя боится, что её могут отвергнуть или перестать уважать, если она не будет поддерживать свой имидж сильного лидера. Подобный страх часто заставляет подростков действовать жёстко, разделяя людей на «своих» и «чужих», чтобы избежать личной уязвимости.

3) Откуда «ноги растут» ?
Более чем вероятно, что Катя просто повторяет шаблоны поведения, которые она видела раньше, в том числе от старших подростков, или других лидеров, или встречала при общении с близкими людьми. Она могла перенять такую модель взаимодействия, в которой исключение «чужаков» помогает укрепить её позиции среди «своих».

4) Физиология. Незрелость эмоционального интеллекта
Подростки часто склонны к черно-белому мышлению, потому что их эмоциональный и социальный интеллект ещё только формируется. Катя могла просто не иметь навыков для того, чтобы распознать в Лене потенциального друга.

ЧТО ЖЕ со всем ЭТИМ делать?
ОПРОС
Что думаете было бы разумно в этой ситуации?
Спасибо